В школьном английском, пожалуй, одна, но огромная, проблема – акцент на грамматике и полное отсутствие тренировки разговорной речи. Учиться «от грамматики» плохо тем, что язык – это не только свод правил. Это умение вести беседу, задать вопрос, ответить грамотно и чётко. Тут-то и выручает грамматика. Не зная порядок слов, тонкости употребления того или иного времени, невозможно внятно формулировать фразы.
Но грамматика должна приходить на помощь, а не быть самоцелью. Чем оборачивается подход, когда основной прицел на учебниках с правилами, мы прекрасно знаем – навыками перевода и понимания написанного. Вообще, такое ощущение, что задача школьной программы состоит в том, чтобы обучить школьников переводам текстов с английского на русский. В результате, получаем очередное поколение «молчунов», которые могут переводить тексты, а разговаривать – нет.
Но зачем нужен язык (какой либо вообще, не только английский), если его не использовать? Чтобы знать, о чём споёт Джастин Бибер или настоящий певец в своей следующей песне? Мы ни в коем случае не хотим сказать, что навыки аудирования и перевода не важны. Вовсе нет. Но язык для того и нужен, чтобы использовать его в речи.
Какие ещё существуют проблемы?
• мотивация учеников. Если ребёнок не знает, зачем ему знания, убедить его заниматься очень сложно. «Учи, в будущем пригодится!» – не считается. Детям нужен стимул, и если пока они не помышляют о том, чтобы уехать жить и получать высшее образование за рубеж, это вовсе не значит, что уроки должны быть скучными;
• редкому преподавателю нравятся школьники, которые задают много вопросов, дискутируют с учителем и делают всё по-своему. Такое отношение способно убить энтузиазм юного «почемучки» и отбить желание учить иностранный язык;
• в школе мы начинаем бояться своих ошибок. Если в школьные годы вы слышали от учителей подбадривающие фразы: «Не бойся делать ошибки! Они – часть жизни и твоего бесценного опыта!», вам несказанно повезло. Обычно в школах за ошибки ругают, и что хуже, высмеивают. В итоге ребёнок закрывается, и боится лишний раз произнести слово.
Всё вышеперечисленное касается стандартных российских школ. В специализированных – совсем другой подход. Если так случилось, что вы или ваш ребёнок учитесь в учебном заведении, где к английскому относятся как к уроку труда, попробуйте решить проблему другим путём. Занимайтесь дополнительно, найдите хорошего преподавателя или курсы. Не отказывайтесь от идеи бегло говорить на иностранном языке только из-за недостатков подхода и учебной программы!