Бытует мнение, что изучение иностранных языков и музыкальный слух человека имеют между собой особую связь. Восприятие и воспроизведение звуков речи и музыки тесно переплетается и задействует определённые участки головного мозга. О правомерности этих утверждений мы поговорим в статье.
Есть теория о том, что люди, обладающие музыкальным слухом, имеют большую склонность к изучению языков. В соответствии с ней такие люди способны к лучшему фонематическому кодированию, за счёт которого осуществляется освоение новых звуков. Способность к воспроизведению звуков иностранной речи у отдельных людей достигается благодаря артикуляционному имитированию.
Статистика показывает, что люди, занимающиеся музыкой (в особенности те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте) находят обучение иностранному языку более простым по сравнению с теми, у кого музыкальная одарённость отсутствует.
О связи языка и музыки свидетельствует частое использование музыки во время занятий иностранным. Особенно эффективными в последние годы стали аутентичные материалы, воспроизводящие «живой» язык. Песни на иностранном языке позволяет не только воспринимать оригинальное звучание, но и знакомиться с культурой и менталитетом страны изучаемого языка. В результате можно поставить правильное произношение, изучить интонацию, ритмы, ударения и познакомиться с разнообразными диалектами. Весьма эффективно заучивать новую лексику с музыкальным сопровождением за счёт облегчения процесса усваивания и восприятия.
Исходя из вышесказанного, можно выявить связь между музыкальным слухом и изучением языков. С одной стороны, такие способности часто облегчают овладение определёнными аспектами иностранного языка, делая его более быстрым и естественным. Так, имитация звуков, интонаций и прочих речевых нюансов становится значительно проще. С другой стороны, конкретной связи со стороны мозговой деятельности и задействования отделов мозга до сих пор не выявлено.
Способность к иностранным языкам является относительным понятием, поскольку по результатам многочисленных исследований к их освоению примерно одинаково способны как люди с музыкальным слухом, так и без него.